Очерк 11
На разработку фасадов некоторых зданий в нашем городе было двойное влияние.
Например, рассмотрим здание «Кара Алтын» по ул. Шевченко.
Первое влияние. Это классический стиль – строгие полуколонны, фризы, элементы входных узлов, архитектурные детали. Мы продолжили классический стиль по примеру драмтеатра и молодежного центра, а также многих других зданий в этом стиле.
Второе влияние. Проект мы разрабатывали в то время, когда вернулись с богатейшим багажом из Чехии, откуда мы привезли много зарисовок и фотографий. Что же включает в себя это богатство? Это сохранившиеся на протяжении многих веков архитектурные памятники с богатой, выразительной, разнообразной пластикой фасадов и объемными решениями, масштабом и органичным сочетанием с естественным окружением – природой, рельефом.
Выразительное колористическое решение фасадов, также сочетающееся с природой, независимо от времени года. К примеру, в пору золотой осени здания после яркой природы как бы являются продолжением ее, зимой здания становятся активным силуэтом, живописной колористикой фасадов, то есть являются первыми (началом) после цельной, чистой, зимней снежной природы.
Грамотный ландшафтный дизайн соблюдается в том случае, когда деревья, партерная зелень, малые архитектурные формы помогают воспринимать архитектурные памятники и подчеркивают их стиль. Поэтому все эти шедевры рисуешь и фотографируешь с большим желанием, что в итоге остается не только в памяти, но и на пальцах, как у пианиста. И мы не могли не использовать это в работе.
Включение богатых архитектурных элементов из Чехии в классическое решение реконструкции данного здания не испортило, а наоборот обогатило внешний вид объекта, сохранило и придало вид замка. В этом большую роль сыграл фасад из местного камня, что соответствует уровню хозяина и заказчика этого здания. Если собственник не хочет, уровень его низкий, не болеет за город, за архитектуру, хоть как рисуй – бесполезно. Когда хозяин интеллигентный, интеллектуально-богатый, то архитектор востребован, это лучший стимул для творчества. Здание «Кара Алтын» является ярким примером достойного хозяина, заказчика. Таких заказчиков в г. Альметьевске много. В дальнейшем о них и об их объектах будем говорить.
Хочется сказать, что в формате одного очерка, рассматривая один основной вопрос, невозможно его раскрыть полностью. Мы будем время от времени возвращаться к этим очеркам, к этим вопросам: с точки зрения развития традиции, отношения заказчика к творческим градостроительным вопросам, уровня работы проектировщиков-архитекторов. Важно учитывать умение работать на современном уровне, с учетом новых требований.
Как мы видим, у одного вопроса есть много сторон, а также нюансов — как эти стороны сочетаются друг с другом, их взаимовлияние, взаимосвязь.
Выражение «с учетом современных требований» значит не только умение использовать широкую палитру строительных, отделочных материалов, согласно современных нормативных требований (и это очень важно), но и более высокую задачу: объект должен быть ультрасовременным, по-настоящему современным, спроектированным, талантливым, трудящимся пахарем – архитектором с новыми формами, новыми сочетаниями цветов, новым планировочным, пространственным решением.
Одним словом, мастерство автора должно преобладать над всеми составляющими архитектуры. Но только одно требование, думаю, постоянно и вечно. Оно всегда должно присутствовать — это учет традиции, корней, как еле заметное, тонкое, легкое, приятное дуновение ветра. Это и есть культура проектирования, культура творчества, когда без крика, стилизованно, тайно говорим, что же такое Душа. Это голос и сказание наших дедов и отцов, голос той земли, природы, на которой ты проектируешь и живешь.
Как всегда мы пройдем по залам электронной АРТ-галереи, ознакомимся с фотоматериалами, зарисовками по Чехии и самим зданием «Кара Алтын».
Идрисов А.А.
(для детального просмотра кликните картинку)
Очень красивое здание получилось. Так бы все дома в центре сделали. А не просто в пенопласт упаковали и раскрасили.
Потрясающе! Чьи это рисунки?