Очерк 95. Ансамблевое строительство города.

Изучение города Набережные Челны показало, что у города есть большой потенциал для сооружения и организации градостроительных ансамблей. Масштаб нашего города подразумевает то, что и масштаб градоансамблей может быть крупный, открытый, соответствующий молодому, динамичному городу. В этом направлении мы проводим большую работу по заданию руководства города Набережные Челны совместно с архитектурно-строительным университетом города Казани КГАСУ и с местными, городскими проектными мастерскими. Очень интересная работа выполнена по восстановлению, можно даже сказать, по организации площади на уровне градоансамбля в районе Дворца культуры «Энергетик» совместно с ООО ПСК «Гражданпроект».

Есть несколько важных моментов, которые касаются организации этой площади, и решаются они самым простым способом. Идея заключается в том, чтобы решить вопрос с хаотично размещенными торговыми рядами, находящимися по проспекту Мусы Джалиля и закрывающие вид с проспекта на Административное здание района, на Дворец культуры «Энергетик», на памятник легендарному строителю Челнов Е.Н. Батенчуку, на Стеллу-фонтан Ильдара Ханова. Эту градостроительную проблему можно решить, разместив все эти торговые ряды с левой стороны, которые также будут участвовать в формировании единой площади (градоансамбля) перед дворцом культуры «Энергетик». Это всё мы можем увидеть, взглянув на два эскиза: что предлагалось и что мы организовали и предложили в ответ по организации этой площади, как мы постарались довести до градоансамбля.

Эскизный проект

Универмаг «Торговые ряды»

Пр. М.Джалиля; д.46 «А»

Существующее положение:

Застройка в стиле “хаос” закрывает площадь

1 вариант

(Закрытая площадь)

(Закрытая площадь)

2 вариант (наше предложение)

   

Также ансамблевым подходом является разработанный микрорайон Междуречье:

 

 

Следующее это система площадей, система аллей (ансамблевая застройка) разработанная в 19 квартале, начиная от Жилого комплекса SUNRISE CITY по проспекту Сююмбике до Мэрии.

 

Мастер-план Центрального бульвара и площади Азатлык

Общий вид на Центральный бульвар и площадь Азатлык

Челны-Сити (вариант)

Видовые кадры

 

 

Челны-Сити (вариант)

Во все вышеперечисленные территории внедряются основные характеристики архитектурного градоансамбля.

Градоансамбль

Градоансамбль – это законченное, многофункциональное, композиционно-цельное  пространство.

Каждый квадратный метр, принадлежащий градоансамблю, служит для восприятия всех зданий данного пространства. Нет случайному размещению каких-либо зданий и объектов.

Система построения градоансамбля – всё подчинено главному – формированию композиционно законченного пространства. Есть фоновые объекты, есть акценты, есть соподчинённость зданий друг другу, дополняемость друг друга. Здания не мешают, а помогают воспринимать объекты и в целом и по отдельности, с учетом масштаба пространства и масштаба здания.

 

Приведем слова опытных архитекторов, что такое «Градоансамбль» или «Архитектурный ансамбль»:

«Архитектурный ансамбль – гармоничное единство архитектурных сооружений в пространственно – организованной среде (площадь, улица и др.), которое отвечает определенному идейно-художественному содержанию и композиционному замыслу».

 

«Каждая площадь, от начала ее формирования до исчезновения или современного бытования, становится в контексте исторической эволюции зеркалом истории общества. Для выявления особенностей градостроительных принципов, формирования архитектурных ансамблей площадей важно решить следующие задачи: проанализировать представления об архитектурном ансамбле площади, обобщить опыт градостроительных приемов формирования архитектурных ансамблей площадей в исторической ретроспективе, выявить градостроительные особенности формирования архитектурных ансамблей площадей периода доиндустриальных цивилизаций».

 

После нескольких таких примеров, где архитекторы, люди искусства объясняют, что такое «Градоансамбль», мы можем смело сказать: строительство города, его комплексное строительство именно ансамблевым подходом делает город узнаваемым и памятным. И тут мы хотим привести примеры работ Карла Росси, который вложил огромный труд в проектирование, строительство Санкт-Петербурга. Работы великого мастера Росси велись ансамблевым подходом. Сколько он оставил после себя градоансамблей, которые на сегодняшний день являются памятными, узнаваемыми местами Питера. Работы Карла Росси, выполненные ансамблевым подходом, придали особенный характер городу, стали его культурным наследием.

 

«Когда говорим о красоте Петербурга, то чаще всего вспоминаем Дворцовую площадь, площадь Искусств, площадь Декабристов (Сенатскую), ансамбль площади Островского, улицу Зодчего Росси. Именно здесь мы ощущаем неповторимый архитектурный облик Петербурга. Все эти архитектурные ансамбли созданы выдающимся петербургским архитектором Карлом Ивановичем Росси».

Площади, улицы мира

Все принципы градоансамбля были соблюдены в создании этих улиц, площадей мира.

 

P.S. Имея такой богатый российский, мировой опыт, нам остается лишь следовать существующим принципам в создании градоансамблей.

 

One thought on “Очерк 95. Ансамблевое строительство города.

  1. Здорово, Алмас Ахтямович! Всем городам Татарстана бы таких архитекторов, как Вы с буйной творческой фантазией и и кипучей энергией, было бы неповторимое лицо каждого города и района. Мы восхищаемся не только Вашими архитектурными творениями, но и Вашими живописными работами, которые мы видели на Ваших персональных выставках. А сегодня с удовольствием читаем Ваши творческие очерки. Здоровья Вам и новых творческих свершений!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *